Цель закона «О потребительском кредите» - сделать рынок МФО более прозрачным - СМИ о нас | «СрочноДеньги»
Ваш город — Нижний Новгород. Правильно?
да
нет
Круглосуточно бесплатно 8 (800) 1001-363 Для регионов России

Цель закона «О потребительском кредите» - сделать рынок МФО более прозрачным

17.10.2014
IMG_4160.jpg
Генеральный директор компании «Срочноденьги» Андрей Артаев отметил сильные и слабые стороны закона 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", а также рассказал в интервью рейтинговому агентству "Эксперт РА" (RAEXоб итогах деятельности компании за I полугодие 2014-го и перспективах развития на 2015 год.

Эксперт РА: Как, на Ваш взгляд, вступление в силу закона 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» отразится на рынке МФО (темпах роста портфеля, качестве портфеля)? 
Андрей Артаев: Какие сильные и слабые стороны нового закона бы Вы выделили? Закон «О потребительском кредите (займе)» является одним из важнейших шагов по регулированию быстро растущего рынка микрофинансирования. Его необходимость была очевидна как для заемщиков, так и для кредиторов. Ведь основная цель данного закона – сделать рынок МФО более прозрачным и цивилизованным. Особо значимо, на наш взгляд, само установление понятия «профессиональная деятельность по предоставлению потребительских кредитов». Фактически это первый реальный инструмент структурирования микрофинансового рынка и урегулирования деятельности его игроков. Ранее не существовало законодательного запрета на выдачу займов, а сегодня мы можем наблюдать, что все компании, находящиеся вне реестра микрофинансовых организаций, стали вне закона. 

Мы ожидаем некоторый прирост портфеля микрозаймов, поскольку вероятен переход клиентов «серых» компаний в компании, числящиеся в реестре МФО, а значит, работающие в рамках закона. Многое будет зависеть от регулятора. Что касается качества займов, то данный пункт полностью зависит от политики Компании, уровня скоринговой оценки, системы борьбы с мошенничеством (антифрод), внутренних стандартов Компании. Закон, хотя и не в полной мере, но установил ограничения деятельности микрофинансовых организаций, при этом определив права и обязанности не только кредитора, но и заемщика, что в значительной степени снизит риск злоупотреблений, которые допускали как кредиторы, так и должники. Данный закон имеет выраженную направленность на защиту прав потребителя, как более слабой стороны во взаимоотношениях кредитор – должник. Установление единых правил и процедур оформления договорных отношений, и вообще нацеленность законодателя на аккумулирование в одном нормативно-правовом акте всей совокупности норм, регулирующих сферу потребительского кредитования, мы расцениваем как самую сильную сторону данного закона. 

Вряд ли стоит говорить о слабых сторонах Закона, скорее есть вопрос к самому регулятору - Банком России до сих пор не определен порядок создания резервов на возможные потери по займам, способы создания которых прописаны в налоговом кодексе. И данное промедление существенно влияет на налоговую нагрузку МФО. 

Эксперт РА: Изменилась ли политика Вашей Компании по выдаче микрозаймов в связи с выходом закона «О потребительском кредите (займе)» или прочими законодательными новациями? Если да, то выделите ключевые изменения. 
Андрей Артаев: Существенных изменений, которые повлияли бы на суть предлагаемого нами продукта, не произошло. Мы отслеживали судьбу данного закона еще на стадии законопроекта, и ряд предлагаемых в то время нововведений мы реализовали еще до его вступления в силу. 

Неприятным моментом Закона стал неактуальный для краткосрочных займов расчет полной стоимости кредита (ПСК, раскрытие которого обязательно на первой странице договора). На примере нашей Компании, средний размер займа составляет 5 000 руб., средний срок займа 10 дней, ставка по займу 2% в день. Стоимость услуги получается 20% (1 000 руб.), в годовом выражении 732% годовых (2%*366 дней). По утвержденной Законом формуле получается 77 545% годовых, данную ставку нам приходилось с 01.07.14 раскрывать на первой странице договора, что дезинформировало клиентов. С 01.09.14 данная ошибка была исправлена на законодательном уровне. 

Эксперт РА: Планируется ли диверсификация портфеля микрозаймов у Вашей Компании с целью снижения кредитных рисков (в т.ч. за счет выдачи микрозаймов бизнесу)? 
Андрей Артаев: Наша Компания выдает займы от 1000 до 30 000 рублей на срок от 1 до 16 дней под 2% в день. «Срочноденьги» находятся в сегменте PDL (payday loans – займы до зарплаты), поэтому займы предоставляются физическим лицам, в том числе имеющим статус индивидуальных предпринимателей. Диверсифицировать портфель, уходя в другие сегменты, Компания в настоящий момент не планирует. Возможные кредитные риски регулируются системами скоринга и антифрода. 

Эксперт РА: Видите ли Вы новые «точки роста» (продукты, услуги, каналы продаж (в. т.ч. online-сервисы)) на рынке МФО в 2014-2015 гг.? 
Андрей Артаев: Компания «Срочноденьги» выдает займы посредством розничной сети. Офисы финансового обслуживания располагаются в точках высокого пешеходного трафика. Как правило, это капитальные строения, где одновременно работают 3-4 специалиста. Такой формат позволяет качественно предоставить услуги большему количеству клиентов, чем, например, при выдаче займов с выездом менеджера на дом. 

Популярным направлением на рынке МФО в последнее время является выдача онлайн-займов через интернет. Данный канал удобен отсутствием территориальных ограничений и сниженной стоимостью затрат. Однако такой способ продаж связан с определенным нарушением закона 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части невозможности однозначной идентификации клиента в полном соответствии с требованиями указанного закона. Большинство компаний, выдающих займы через сеть Интернет, допускают некоторые нарушения данного закона. 

На текущий момент наша Компания не осуществляет выдачу займов через интернет. В ближайшее время планируется запуск проекта «СрочноКарта» - это новый продукт, позволяющий клиентам получать займы на карту Компании в любое время суток, не выходя из дома. 

Эксперт РА: Какой будет динамика процентных ставок по микрозаймам в приоритетном для Вашей Компании сегменте деятельности до конца 2014 года? Планирует ли Компания изменять ставки по собственным продуктам во 2-м полугодии? 
Андрей Артаев: В нашем сегменте PDL займов у всех крупных игроков сформировалась устойчивая процентная ставка – 2% в день. До конца 2014 года мы не предвидим никаких изменений на рынке в данном направлении. В соответствии с законом 353-ФЗ, Банк России с 01.07.14 должен регулировать процентную ставку, устанавливая ее максимальный предел для каждого сегмента кредитования. Установление Банком России данных пределов мы ожидаем в 2015 году. Есть основания предполагать, что ставка в нашем сегменте останется на том же уровне – 2% в день. 

Эксперт РА: Какие сегменты рынка (займы «до зарплаты», потребительские микрозаймы, микрозаймы бизнесу (в т.ч. тендерные займы)), на Ваш взгляд, будут расти опережающими темпами? На какие сегменты будет делать упор Ваша Компания в 2014-2015 гг.? 
Андрей Артаев: На сегодняшний момент среди МФО наиболее активно развивается сегмент PDL займов, в котором находится Компания «Срочноденьги». Мы полагаем, что данная тенденция в ближайшее время сохранится, но темпы роста замедлятся. Свое дальнейшее развитие мы также планируем в сегменте PDL займов. 

Эксперт РА: Какие меры МФО могут предпринять для сокращения издержек и поддержания рентабельности бизнеса в связи с усилением регулирования на рынке? 
Андрей Артаев: Для крупных игроков, работающих в рамках закона, не требуется принятия каких-либо дополнительных мер, поскольку для них усиление регулирования на рынке МФО скажется только положительно. Уход с рынка теневых, не отвечающих букве закона компаний, может повлечь за собой увеличение потока клиентов у профессиональных участников рынка. 

Эксперт РА: Как изменилась с начала 2014 года платежная дисциплина заемщиков в целом по рынку и конкретно в Вашей компании? 
Андрей Артаев: С начала 2014 года платежная дисциплина наших клиентов остается на прежнем уровне, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, несмотря на расширение филиальной сети компании. Существенных изменений в целом по Компании за этот период не произошло. Уровень просрочки составляет около 27%, это неоплаченные договоры, по которым наступила дата платежа. С учетом того, что мы предоставляем краткосрочные займы (компания «Срочноденьги» выдает займы на срок до 16 дней), для МФО такой уровень просрочки является приемлемым. Возврат задолженности в нашей Компании осуществляется через собственную службу взыскания и коллекторские агентства. Конечный NPL под списание составляет в среднем 8%. 

Эксперт РА: Какие ключевые недостатки рынка МФО вы бы выделили на текущем этапе его развития? Какие меры/комплекс мер (на законодательном уровне), по Вашему мнению, необходимо предпринять для более сбалансированного развития рынка в 2014-2015 гг.? 
Андрей Артаев: Мы полагаем, что требования, предъявляемые к организациям, претендующим на статус МФО должны быть ужесточены. В настоящее время рынок заполнен игроками, формально соответствующими весьма скромным и простым требованиям действующего законодательства, при этом допускающими серьезные злоупотребления. Например, мы считаем целесообразным предъявление к микрофинансовым организациям определенных квалификационных требований, таких, например, как установление минимального размера собственных средств (капитала), необходимых для включения организации в реестр МФО. 

Также мы отмечаем, что значительным препятствием для качественной оценки кредитоспособности потенциального заемщика является отсутствие единой базы кредитных историй. В настоящее время МФО передают данные в БКИ добровольно, однако уже с июля 2015 года передача историй в БКИ будет носить обязательный характер. Кредитные истории находятся во многих бюро, и, хотя большинство историй хранится в пяти-шести бюро, запрос историй одновременно во всех них технически сложен и экономически нецелесообразен. Полагаем, что создание единой базы кредитных историй значительно упростило бы оценку заемщика. 

Эксперт РА: Ожидаете ли Вы какие-либо изменения в доступности источников рыночного фондирования в 2014-2015 гг.? Собирается ли Ваша Компания привлекать средства с рынка в 2014-2015 гг. (перечислите возможные источники)? 
Андрей Артаев: В 2014 году Компания «Срочноденьги» не привлекала кредитные или заемные средства, фондирование и развитие осуществляется за счет прибыли. 

К концу года у нас запланировано увеличение сети на 30%. Стратегия на 2015 год остается прежней.

Источник: Эксперт РА(RAEX)
Вернуться к списку статей