Национальное Объединение Ломбардов (НОЛ) выводит на рынок франчайзинга проект по развитию ломбардного бизнеса. Потенциальными покупателями франшизы могут стать микрофинансовые организации. Эксперты скептически оценивают перспективы проекта.
Проект под условным названием «Ломбард - касса взаимопомощи» (КВП «Ломбард») был представлен в рамках конференции «Микрофинансирование. Революция». По оценке председателя совета НОЛ Алексея Лазутина, автора франшизы, пятая часть действующих микрофинансовых организаций в России (около 2300 компаний на начало декабря - Easyfins.ru) уже планируют присоединить ломбард к своему бизнесу.
Высокий спрос Алексей Лазуткин объясняет появлением больших ограничений на рынке микрофинансирования и приближение МФО к банковскому рынку в части регулирования. «Мы видим постоянный рост интереса к кросс-сервисам и вероятно, что следующий год станет годом переориентации микрофинансовой и ломбардной розницы в финансовые мини-маркеты», - приводит слова Алексея Лазутина его пресс-служба.
Опрошенные Easyfins.ru представители МФО дают осторожные оценки идеям объединения микрофинансового и ломбардного бизнеса. Так, генеральный директор ООО МФО «Срочноденьги» Андрей Артаев считает, что о реальном интересе со стороны МФО к ломбардам говорить сложно. «Основная проблема в том, что у населения уже сформирована определенная культура получения заёмных средств: с паспортом нужно идти в микрофинансовую компанию, а с золотом и бытовой техникой – в ломбард», - отметил эксперт. По его словам, переломить ситуацию можно лишь со временем, и эффективность такого расширения бизнеса будет существенно ниже, чем имеется сегодня у современных ломбардов.
С ним согласен и начальник отдела развития МФО «Мигомденьги» Александр Нестеров. «Потребители услуг МФО и ломбардов – разные группы населения, и, несмотря на более жесткую политику ЦБ в регулировании рынка МФО, рынок ломбардов по-прежнему остается технологически сложным, менее маржинальным и со значительно более дорогим порогом входа», - отметил эксперт. При этом большинство участников рынка микрофинансирования отмечают, что в приоритете у МФО развитие онлайн-направления (у тех, кто специализировался на офлайне) или сегмента краткосрочных микрозаймов PDL (для компаний, выдающих потребительские займы).
Идея выведения ломбардов на франчайзинговый рынок может иметь успех, если будут предложены четкие правила по оценке залогов и способам их реализации. Easyfins.ru ранее писал о неудачах инвесторов во франшизу МФО «Мастер деньги». На сегодня условия приобретения ломбардной франшизы не раскрыты. По оценке Easyfins.ru, необходимый начальный капитал инвестора должен быть существенно выше по сравнению со франшизой МФО.
Потенциальным инвесторам необходимо обладать высокой квалификацией для работы на ломбардном рынке. Как сообщалось ранее в СМИ, ломбарды в ближайшее время подпадут под жернова регулирования. В первом квартале ожидается внедрение единого реестра, что позволит клиентам определять легальность более чем 5 тыс. ныне действующих ломбардов. Помимо усиления надзора со стороны регулятора, к ломбардам уже сегодня предъявляются жесткие требования к обороту заложенного имущества и режимам работы офисов. Также к негативным факторам относится сильная зависимость ломбардного бизнеса от колебаний цен на золото. Только в этом году золото упало в стоимости на 10,8% (по установленным ЦБ РФ учетным ценам на аффинированные драгметаллы).
Источник: портал «Easyfins.ru»